|
|||
КОНТИНГЕНТ ОПРОШЕННЫХ БЕЖЕНЦЕВ Слово "опрос" не совсем подходит к нашему исследованию, соответственно термин "опрошенный" в данном случае является неточным и условным термином. Беженцы участвовали в дискуссионых группах и выражали свои мнения. Они скорее были дискутантами или собеседниками, нежели опрашиваемыми. Исследования проводились в двух городах Грузии: в Тбилиси и в Зугдиди. Как в Тбилиси, так и в Зугдиди исследование проводилось в центрах компактного проживания беженцев. В Тбилиси такими центрами были расположенные на территории Тбилисского Моря гостиницы и турбазы, заселенные беженцами. Здесь были укомплектованы 2 группы мужчин и 2 группы женщин, по 8 человек в каждой группе. В итоге количество фокусированных групп в Тбилиси составляло 32 человека. Они в основном были беженцами из Сухуми, Гагры и ближайших поселений. В Зугдиди участниками фокусированных групп были беженцы из Гальского района, которые после известных майских событий 1998 года стали жертвами повторного процесаа изгнания из рожных деревень и очагов. Проживая в ужасных условиях временного размещения (в школах, в заброшенных здениях и т.д.) беженцы из Гали участвовали в 8 дискуссионных группах: в 4-х мужских и 4-х женских группах по 8-10 человек в каждой из них. Общее количество беженцев, участвовавших в фокусированных группах в Зугдиди - 70 человек. В итоге в Тбилиси и Зугдиди в целом в фокусированных дискуссионых группах участвовало 102 лица, из них 48 мужчин и 54 женщины. Дискуссионные группы беженцев комплектовались по половому признаку, а возрастные различия не принимались в расчет. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Методом исследования служил метод фокусированных групповых дискуссий. Известно, что этот метод нацелен на сбор преимущественно качесвенной информации, а количественным параметрам не уделяется внимание. Нас интересовало именно качественное разнообразие мнений о народной дипломатии. поэтому названный метод соответствует задаче исследования. Есть и другая причина, ДеД в силу которой был определен наш выбор. Дело в том, что беженцы, проживающие в общежитиях тех или иных городов Грузии, находятся в своеобразной психологической изоляции. Они часто жалуются на то, что о них никто не заботится, никто не приходит к ним, чтобы узнать о их нуждах и условиях жизни, их голос не услышан не правительством, ни обществом в целом. Поэтому совместное групповое обсуждение их насущных проблем, беседа с ними о путях разрешения конфиликта и примерения противостоящих сторон дает им ощущение сохранения контакта с обществом. Подобные дискусисонные встречи не только знак внимания, но и состоавная часть гуманизации психологической атмосферы бытия беженцев, являющихся жертвами насильственного изгнания из домашнего очага, а также обьектами манипуляции со сороны политических и правительственных кругов Абхазии и Грузии. Так как Фонд Развития Человеческих Ресурсов за последние годы работает над проблемами психо-социальной реадилитации беженцев и вынужденно пермещенных лиц из Абхазии, подобные методические средства, способствующие гуманизации отношений и снятия социальной отчужденности являются составными частями внедряемой программ. Дискуссии в фокусированных группах беженцев фиксировались на аудио-кассетах. К сожалению, из-за крайне неблагоприятных условий было совершенно невозможно воспользоваться видеокамерой для записи дискуссий. Аудио-материалы бесед прослушивались и подвергались сбору и систематизации. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.Как беженцы видят свои насущные проблемы. Центральной проблемой беженцы считают проблему возвращения в родные дома в Абхазии. Об этом все говорят единогласно. Они считают, что восстановление территориальной целостности Грузии является главной задачей страны. Возвратиться надо мирным путем: "Противание крови ничего не дает" (женщина средних лет). Это наиболее распространенное мнение. Встречаются частные редкие высказывания о том, что "мирное возвращение - это абсурд" (молодой мужчина), однако в этих высказываниях больше делается акцент на опроеделенный скепсис относительно мирного процесса, нежели на мысль о разрешении конфликта военным путем. Беженцы считают, что нет никаких гарантий безопасности, если им даже разрешат вернуться в Абхазию.В связи с возвращением в Абхазию указывается перманентная неопределенность завтрашнего дня, заброшенность беженца в мир хаоса и пустых обещаний, обмана со стороны политических деятелей, правительственных кругов Грузии и Абхазии. Они считают себя жертвами политических манипуляций. Повсеместно упоминается тема ущемленности личного достоинства и социальной ненужности. Само слово "беженец" как ярлык вызывает неприятные ощущения: "Я бы отдала пол-жизни, дабы снять с себя клеймо беженца" (женщина средних лет). "Нас как скот рперегнали через Ингури" (мужчина средних лет). "Мы не нужны ни грузинам, ни абхазам"(пожилой мужчина). "Лучше умереть, чем жить так опозоренными и угнетенными" (млодой человек). Беженцы из Гали, да и беженцы из других городов и сел Абхазии проживают в ужасных условиях. Беженцы из Гали озабочены бытовыми проблемами, такими, как ненормальные жилищные условия на местах компактного проживания (школы, заброшенные здания и т.д.), плохое снабжение электричеством и водой, холод зимой и постоянное недоедание. Денежная и материальная помощь мизерная, гуманитарная помощь либо не доходит, либо неправильно распределяется, либо явно недостаточна, либо же подают пищевые и другие продукты низкого качества.Беженцы жалуются на резкое ухудшение здоровья, повышение смертности среди этой части населения. Они передивают острую нехватку медикаментов и медицинского обслуживания, их стразовой полис далеко не облегчает ситуацию, надо платить за визит к врачу, а денежные средства весьма скудны.Все сводится к тому, что главной задачей беженца является задача выжить. Полная неопределеность судьбы, дефицит минимальных средств существвания, ущесленность личного достоинства, отсутствие гарантий безопасности -все это связано и выражается в синдроме тотального недоверия правительствам Грузии и Абхазии, международным организациям, местным органам управления, парламентариям, журналистам и средствам массмедиа. "Народ никому не доверяет", "Люди полностью потеряли веру", "Больше не можем терпеть", "Все нас обманывают" - вот небольшая часть наиболее часто употребляемых фраз во время групповых дискуссий с беженцами. Многие считают, что повторное изгнание из Гали повторится и в дальнейшем. "Мы возвратились, 80% наших людей вернулись в Гали, отстроили разрушенные дома, восстановили хозяйство, но нас пять изгнали Теперь опять вернут нас, а потом опять изгонят Мы - дважды беженцы, станем трижды беженцами" (мужчина средних лет). Беженцы особенно озабочены судьбой молодого поколния и детей. Они жалуются, что у детей плохое питание, не во что их одеть и обуть, нехватка учебников и школьных принадлежностей ставит под угрозу образование детей. Некоторые дети не ходят в школу. Особо часто упоминаемой темой групповых бесед является безработица и незанятость, а также неправильное распределение гумаитарной помощи. Рассказывают о боязни и страхах смерти родственника, о том, как всей общиной тяжело переживается когда из Абхазии доставляют трупы (часто зверски изуродованных) молодых и пожилых людей. Они говорят, что важным моментом является отсутвие доступа к могилам родных в Абхазии. "Мы хотим возвратиться в Абхазию не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть там, где похоронены наши родители, близкие и предки" (женщина средних лет - врач). Во время перечисления проблем беженцы упоминают такие темы, как воссоединение семьи, информационный дефицит, удвоение количества проживающих в Зугдиди за счет беженцев, являющихся обузой для местного нселения, невозможность получения крелитов, "растет молодое поколение, которое со временем потерят любовь к Абхазии" (молодой человек, инвалид), трудность преодоления чувства мести среди тех, у кого убиты близие.Вот круг тех проблем, которые волнуют гальских беженцев в Зугдиди. 2.Как гальские беженцы мыслят долгосрочные цели и планы. Во время фокусированных групповых бесед беженцам предлагалось поговорить о планах и целях жизнив перспективе на будущее десятилетие. Они сразу упоминали тему возвращения в Абхазию, так как все цели и планы у них связаны с покинутым домашним очагом. Когда же их просили высказаться о других планах, то они часто указывают, что они не могут строить планы на жизнь, что от них немного зависит, что будущее полностью неопределено, "перспектива на жизнь рушится после повторного изгнания из Гали" (молодая женщина). Однако, если и перечислялись планы и цели, то они формулируются таким образом, что как бы отсутствует личностное измерение, как бы это планы не отдельного человека, а страны в целом, как бы личность отчуждена от планов и целей своей жизни и судьба отдельного человека целиком зависи не от него, а от других. Приводим некоторые фразы: "Мир в Абхазии в примирении грузин и абхазов" "Восстановление территориальной целостности Грузии" "нам надо проедолеть национальнйю разобщенность" "Надо восстановить все традиционные сферы жизни, производства и т.д." "Мы должны восстановить дух взаимного уважения, веру... Правда должна востаржествовать..." "Грузия станет членом цивилизованного мира..." "Наши дети получат хорошее образование" "Каждый будет заниматься своим делом. У всех будет работа" "Не вижу планов на будущее, если не будет форсирован успех в сферах нефти и нефтепровода" "Нефть ничего не даст, главное - возвращение в Абхазию" "Если выживем - хорошо, если нет - то Грузия и без нас обойдется" "Не должно быть потеряно этническое своеобразие отдельных краев Грузии, надо сохранить то многообразие характеров, что свойственно Грузии" Во всех перечисленных суждениях нетрудно заметить, что беженцы как бы возлагают ответственность за планирование их жизни на внешние силы и факторы. 3. Как гальские беженцы мыслят краткосрочные цели и планы. И тут беженцы чаще говорят: "От нас ничего не зависит". Суждения и тут постороены по принципу должествования, а их тематика аналогична предыдущим суждениям. Вот их перечень: "Пусть правительство улучшит условия нашей жизни, пусть распределят в более сносные условия" "Пусть государство вернет нас в Абхазию" "Надо восстановить территориальную целостность Грузии и укрепить ее границы" "Грузия должна приобрести важный международный статус, тогда территориальная целостность восстановится... Если крупные страны вложат в Грузию инвестиции, то они будут заинтересованы защитить ее" "Люди потеряли веру в возвращение в Абхазию", надо эту веру подкреплять реальным действиями" "Надо преодолеть недоверие к правительству. Сколько можно жить, недоверяя никому?" "Голос беженцев не доходит до правительства и президента, надо улучшить связь народа и правительства" "если решится вопрос о возвращении в Гали, то постепенно решится вопрос о возвращении в другие районы" "Нам надо выжить, не умереть с голоду" "Надо урегулировать распределение гуманитарной помощи" 4. Как гальские беженцы представляют себе действия, нацеленные на решение насущных проблем. В фокусиованных группах был задан вопрос: "Что Вы можете предпринять для решения поставленных проблем и реализации упомянутых вами планов и целей жизни?" Обычно беженцы и тут говорят, что от них ничего не зависит. Вот перечень типичных суждений: "От нас ничего не зависит, нам никто не поверит" "Все могут сделать только вышестоящие" "Мы можем тоько обратиться, пожаловаться, устраивать пикетирование дорог" "Пусть вперед поедет правительство, и мы за ним" "Беженцы должны объедениться и востребовать от правительства повышение денежной помощи" "Многое зависит от нефтепровода" "Во имя единства Грузии надо ликвидировать разобщенность" "Надо установить дисциплину в государстве" "Надо обеспечить свободное пердвижение грузинских войск в Грузии, Абхазии, Осетии, Аджарии" "Надо обеспечить занятость людей" "Народ - объект манипулирования, и мы сами даем возмодность неким силам, чтоб нами манипулировали" "Политизированность определила раздробленность и митингоманию, а это в свою очередь вызвало незанятость. Надо идти обратным путем: сначала обеспечение занятости, каждый знает свое дело, а это ликвидирует раздробленность" "С нами воюет Россия, Абхазы не наши враги, с ними надо примириться и надо убрать российские военные силы" "Парламентеры Грузии должны встретиться с народом" "Надо получить от првительства прожиточный минимум, чтобы выжить" "Беженцы должны морально поддердивать друг жруга, иначе погибнем" "Надо быть такими же едиными, как абхазы являются едиными" 5.Народная дипломатия глазами гальских беженцев. Многие беженцы не понимают, что означает народная дипломатия. Некоторые из них определяют народную дипломатию, как отношение народа к своему правительству. Соответственно, выражая недоверие к правительству, не доверяют и возможностям народной дипломатии. Однако, большая часть беженцев сразу же с энтузиахмом подхватывают идею о народной дипломатии и выражают самые благожелательные позиции в ее адрес. "Надо примириться", "Грузины и абхазы должны примириться", "Надо простить друг друга". "Народная дипломатия самое хорошее средство примерения" (женщина средних лет). Однако, есть и сомнения в адрес пользы и возможностей народной дипломатии. "От нас, от простых людей не очень многое зависит. Мы ничего не можем сделать, все зависит от верховных политиков" (мужчина средних лет). Беженцы считают, что польза от народной дипломатии высокая. "Народная дипломатия может принести больше пользы, чем Афинская встреча политиков" (мужчина-педагог). "Народная дипломатия весьма действенна в разрешении конфликта, третьего лица не нужно. Если между нами, грузинами и абхазами не стоял бы русский, мы бы сами отрегулировали бы наши отношения" (мужчина-пенсионер). Беженцы часто указывают, что они охотно включились бы в народную дипломатию. Однако многие из них отмечают, что те, которые илут на народно-дипломатические переговоры, часто сталкиваются со многими роблемами, они подвергаются критике, а также угрозам. "Те, которые из народа пошли на переговоры с Кишмария, сначала их обьявили героями, а затем - предателями" (пожилой мужчина). "Наше провительство не устраивает народно-дипломатический процесс и процесс примерения, народ может пойти против правительства" (мужчина средних лет). "Абхазский народ больше натсроен на примерение, чем Ардзинба, который боиться своих же воинствующих кругов" (пожилой мужчина). "Мы сами отрегулируем свои отношения с Абхазцами, пусть не мешает правительство" (мужчина средних лет). Беженцы хоть и с энтузиазмом относятся к вопросу о вовлечении в народно-дипломатические мероприятия, однако затрудняются определить, как они конкретно будут включаться в этот процесс, что они будут делать, каков будеи их вклад и т.д. Беженцы считают, что надо обязательно пропагандировать идею народной дипломатии. "Надо вести агитацию примерения" (женщина -педагог). "Надо вести агитацию, чтобы Абхазцы занли, что грузины хотят мир" (женщина средних лет). "Как вам представляется сосуществование грузинского и абхазского народов?" - был поставлен вопрос беженцам. Они чаще высказываются в терминах примерения, мирного сосужествования, взаимного терпимости и толерантности. "Грузины и абхазы вместе жили и должны вместе жить" (типовая фраза). "Не только грузины хотят примерения, но и абхазы. Абхазы говорят: войну начали вы, мы вынуждены были воевать; мы не хотели войны и не хотим ее в будущем; надо вместе жить как прежде" (женщина средних лет). "Надо помнить и положительное, ведь многие абхазы спасали жизнь грузин. Мы тоже многих абхазов спасли" (пожилой мужчина). "Мы знаем, что сами абхазы останавливали боевиков, чтобы они не вторглись в Гальский район в мае этого года" (молодая женщина). "нельзя смыть то, что случилось, но обьединить может любовь" (женщина средних лет). "С обеих сторон много сторнников примерения" (молодой мужчина). "надо забыть все, что случилось" (пожилая женщина). "Мы должны потребовать о правительства и от нашего народа, что надо примиритьсяи жить с абхазами мирно" (мужчина средних лет). "Мы с обеих сторон много согрешили, надо покаяться и жит вместе" (молодой мужчина). Однако беженцы высказываются и о тех трудностях, которые выступают в качестве помех на пути примерения. Эти трудности беженцы связывают не только с действиями политиков и правительственных кругов, но и с пролитой кровью, с человеческими жертвами с обеих сторон, что тяжелым грузом лежит на сердцах людей, определяя возникновение непережитых переживаний, обид и чувство мести. "Примириться трудно будет тем, кто потерял близких" (типовая фраза). отдельные люди выражали скепсис к процессу примирения и мирного сосуществования, но из 70 участников их было только 2 человека. "Не верю в процесс примерения. народ хочет возвратиться и поэтому говорят, что хотят примириться. В сердцах людей все же остается ненависть" (молодой мужчина). "Сначала надо решить вопрос о территориальной целостности Грузии, разьединить грузин и абхазов, возвратить беженцев и лишь потом заняться народной дипломатией" (молодой мужчина). Перед беженцами был поставлен вопрос: "По вашему мнению, насколько рядовой абхазский гражданин пожелает включиться в народно-дипломатические мероприятия?" В высказываниях беженцев часто подчеркивалось, что "многие абхазы пойдут на примрение" (типовая фраза). Однако, могие говорят о том, что "те абхазы, которые уехали, оставили Абхазию и не воевали, они больше хотят примерения и к ним нет никаких притязаний" (мужчина средних лет). "Ардзинба имеет свою оппозицию, которая желает возвращения грузин в Абхазию и примерения" (молодой мужчина). Многие беженцы того мнения, что "те абхазцы, которые хотят мирной жизни и возвращения беженцев-грузин, обычно боятся высказывать свое мнение, они находятся под угрозой и страхом" (мужчина средних лет). "В Абхазии могут быть наказаны люди, которые поддерживают отношения с грузинами" (молодая женщина). "В Абхазии много людей, которые хотят примерения, но они находятся под страхом воинствующих кругов, они боятся не поддерживать боевиков" (молодой мужчина). "Есть и такие люди среди абхазов, котрые размышляют о мести" (пожилая женщина). Интересными являются те высказывания, в которых формулируется мысль о том, кто должен проявить инициативу примерения. Согласно одному варианту высказывания "грузины должны дать абхазам пример покаяния, тогда и абхазцы покаются, что приведет к примерению" (женщина средних лет). В других вариантах суждений подчеркивается, что абхазцы имеют преимущество и они должны начать первыми примерение. "У абхазцем - преимущество, и поэтому они должны сделать первые шаги к построению мостов доверия" (мужчина средних лет). "В плане примерения грузины более готовы. Абхазцы живут в Абхазии, а у нас, у беженцев постоянная ностальгия к Абхазии и дому. Абхазцы тоже должны позаботиться о примерении" (пожилая женщина). Некоторые беженцы отмечают, что грузинская сторона уже несколько раз предпринимала кое-какие народно-дипломатические шаги, однако с абхазской стороны эти усилия не нашли должного отклика. "Мы послали письмо грузинских матерей, у которых погибли сыновья, к абхазским матерям, которые пережили ту же трагедию, но мы не получили никакого ответа... Грузинские молодые люди хотели встретиться с абхазской молодежью в Рухи, но абхазцы не захотели" (женщина средних лет). "Встреча грузинских и абхазских старейшин была сорвана Вл.Ардзинбой" (пожилая женщина). "Мы сделали несколько шагов, абхазы же нет" (молодой мужчина). По поводу усилий построения мостов доверия между сторонами одни утверждают "... от нас ничего не зависит" (молодая женщина). Другие утверждают, что "доверие требует времени" (молодой мужчина). Многие беженцы ссылаются на пизитивные истории с обеих сторон, такие как спасение жизни друг друга, дружеские и родственные связи, общность традиций. Беженцы обычно с большим уважением относятся к абхазским традициям, считают, что "среди абхазцев много достойных людей" (пожилая женщина). Более того, даже было отмечено: "Несмотря на то, что абхазцы прислали изуродованные трупы, все равно нет ненависти к абхазскому народу" (пожилая женщина).Снисходительность к абхазцам как противостоящей стороне военного конфликта некоторыми беженцами аргументируется тем, что жестокости и насилию они подвергались не только с абхазской стороны, но и со стороны своих же сограждан. "Каковы могут быть претензии к абхазцу, тогда как мой же грузин меня ограбил и убил моего близкого. Мы скорее примиримся к абхазцам, нежели к нашим преступникам" (женщина средних лет). "В нас стреляла не только та сторона, но и наше правительство" (молодой мужчина). В плане перспективных шагов народной дипломатии предложения беженцев скудны, однако были упомянуты такие важные мероприятия как- встречи старейшин и пожилых людей;- втречи молодежи;- встречи абхазцев и грузин во время пасхи, посещение кладбищ и т.д. Надо бережно и с уважением относиться друг к другу. "Например, нельзя сегодня их называть сепаратистами, а завтра садиться за стол переговоров" (мужчина средних лет). "Политики, ни Ардзинба, ни Шеварнадзе, не могут примирить двух матерей из противостоящих сторон, у которых погибли сыновья, а также не могут вызвать чувство ненависти между абхазскими и грузинскими друзьями. Поэтому люди сами должны найти подход друг к другу" (пожилая жернщина). И что наиболее важно "будущим поколениям надо внушить чувство взаимоуважения абхазов и грузин", а также "надо показать всех с обоих сторон, которые совершили преступления против народа, затеял войну и вражду, дабы это такой дурно пример не имел своего продолжения в будущем" (молодой мужчина). По
материалам грузино-абхазской конференции |
|||
© The Newspaper&Coffee WEB Team 2000-2001 |